Каждый 14-й работающий россиянин — это бухгалтер или счетовод

На съезде «Деловой России», где присутствовал премьер-министр Владимир Путин, зашел разговор о том, что в России сейчас около 5 млн бухгалтеров.

«Почти каждый 14-й из работающих сегодня в России — это бухгалтер. Представляете, какую армию бухгалтеров мы содержим, 2 трлн рублей бизнес тратит на них», — заявил президент «Деловой России» Александр Галушка. Премьер поручил разобраться с этой проблемой.

На самом деле для того, чтобы разобраться, нужно уточнить упомянутую количественную оценку и, в частности, стратифицировать это количество на собственно бухгалтеров и персонал, обслуживающий функции ведения бухгалтерского учета, поскольку это не одно и то же. Во всем мире профессия бухгалтера подразумевает публичную ответственность человека за результаты своей работы, подтвержденную членством в признанной ассоциации бухгалтеров, либо аттестатом бухгалтера, выданным регуляторами рынка. Именно такой специалист — собственно бухгалтер, и в России их на порядок меньше означенной цифры. Эти специалисты проходят регулярное повышение квалификации, занимают ключевые позиции в компаниях и несут полную ответственность за свою работу, вплоть до уголовной.

Несопоставимо больше в России специалистов, задействованных в системе обслуживания функции бухучета: начиная от сбора первичной информации о деятельности компании и заканчивая поддержкой информационных систем, в которых ведется учет. Можно говорить, что эти две категории имеют размытую границу, но разница между ними заключается именно в степени ответственности за профессиональные решения, которые они принимают. Очевидно, что число профессиональных, аттестованных бухгалтеров не может быть сокращено — оно задано количеством работающих компаний и масштабами бизнеса. А вот количество обслуживающего персонала может и должно быть уменьшено, и в этом заинтересован прежде всего сам бизнес: для него это избыточные затраты, которые нужно снизить.

Для того чтобы понять, насколько можно сократить обслуживающий учет персонал, нужно в первую очередь обратить внимание на количество видов отчетности, которые вынуждены представлять предприятия. В настоящее время можно обозначить следующие виды регулярных отчетов, которые составляют бухгалтеры: это бухгалтерская отчетность по национальным стандартам; расчеты и отчеты по налогам и сборам; формы статистического наблюдения; отчеты, составляемые для внутренних (управленческих) целей; во многих компаниях это еще и отчетность по МСФО.

Российское бизнес-сообщество давно обсуждает необходимость унификации стандартов учета и отчетности с целью устранения дублирования, а то и просто умножения в разы учетных функций. Шаги в этом направлении делает минфин, реформируя национальный учет, приводя его в соответствие с МСФО. Кроме того, в 2011 году по инициативе Росстата была проведена научно-исследовательская работа, в рамках которой изучались возможности перевода статистического наблюдения с данных национального учета на данные отчетности по МСФО.

Особняком стоит учет для налоговых целей. Будучи выделенным в отдельную сферу для регулирования, налоговый учет имеет достаточно много связей с бухгалтерским, но во многом основан на иных критериях признания и оценки фактов хозяйственной жизни. Возможно ли сблизить налоговый и бухгалтерский учеты? Однозначного ответа не существует. Практика регулирования налогообложения в разных странах свидетельствует о большом разнообразии подходов к этому вопросу. Если говорить о трудоемкости процесса, то, конечно, такое сближение уменьшит нагрузку на предприятия. Но результат, в частности возможные изменения налоговой нагрузки, однозначно оценить нельзя — нагрузка может как уменьшиться, так и увеличиться в зависимости от специфики деятельности предприятия. Таким образом, процесс унификации должен проводиться осторожно и сопровождаться оценкой влияния на реальные денежные потоки компаний.

В большинстве компаний активно реализуются проекты по автоматизации всех видов учета. Ожидаемый эффект состоит, конечно, в уменьшении армии обслуживающего учет персонала. Парадокс же состоит в том, что реализация таких проектов невозможна без увеличения численности персонала, занятого в этих проектах, а также в том, что увеличивающиеся аппетиты менеджмента по получению оперативной и подробной информации зачастую приводят к усложнению учета и, соответственно, к росту численности занятых в этом процессе.

То ли с прицелом на сокращение числа бухгалтеров, то ли по причине недальновидности мин обрнауки упразднило специальность «бухгалтерский учет» летом 2011 года. В профессиональной среде такой упрощенный подход вызывает обеспокоенность. Совершенно очевидно, что задача перехода на МСФО требует массовой подготовки высококвалифицированных специалистов, а не «размытия» специальности из-за неуклюжих действий регулятора. Остается надеяться, что минфин будет добиваться от коллег по исполнительной власти большей продуктивности действий и координации их с профессиональным сообществом.

Аскольд Бирин, директор департамента международной отчетности ФБК

Источник информации: «Российская Бизнес-газета» — Карьера и менеджмент №838 (9)

Поделись с Другом!