Европейская комиссия намерена предложить в 2023 году более унифицированный подход к налогообложению компаний в Евросоюзе. Хотя в прошлом такие попытки терпели неудачу, в Брюсселе рассчитывают, что на этот раз у этой инициативы будет больше шансов с учётом соответствующих рекомендаций Организации экономического сотрудничества и развития (OЭСР).
Еврокомиссия во вторник представила план, включающий это предложение и другие меры по корректировке налогообложения бизнеса в ЕС, соответствующие современному миру, где трансграничный бизнес, часто осуществляемый через Интернет, стал обычным явлением, сообщило агентство Reuters.
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) должна в июне согласовать рекомендации, где именно следует облагать налогом крупные транснациональные корпорации, такие как Google, Amazon, Facebook, Apple или Microsoft, и по какой эффективной минимальной ставке.
Цель данной инициативы – лишить государства возможности конкурировать друг с другом за иностранные инвестиции путём снижения налоговых ставок и создать способ облагать налогом прибыли компаний в тех странах, где находятся их клиенты, а не там, где компания открывает свой офис для оптимизации налогов.
Еврокомиссия хочет использовать сделку ОЭСР, чтобы предложить более унифицированные правила налогообложения бизнеса для 27 стран-членов ЕС, в каждой их которых сейчас действует собственная налоговая система.
“Предстоящее глобальное соглашение станет решающим шагом в реформе международной системы налогообложения корпораций”, – говорится в подготовленном Еврокомиссией проекте заявления, с которым ознакомился Reuters.
Предложение будет называться “Бизнес в Европе: основы налогообложения доходов” или BEFIT: набор правил корпоративного налогообложения для всего ЕС, который позволит установить одни и те же налоги во всем блоке и распределять прибыль корпораций для налогообложения по национальным ставкам между странами ЕС по определённой формуле.
При выработке формулы следует учесть несколько ключевых соображений, включая правильный удельный вес продаж в определённой стране и важность конкретного рынка, на котором ведёт свои операции транснациональная корпорация. Кроме того, существенное значение будет иметь отображение активов, включая нематериальные активы, и работников компаний, чтобы обеспечить сбалансированное распределение налогов на компании между странами с разной экономической спецификой.
Комиссия указывает, что BEFIT снизит барьеры для трансграничных инвестиций, уменьшит бюрократию и затраты на соблюдение нормативных требований на едином рынке ЕС, будет препятствовать уклонению от уплаты налогов и поддержит рабочие места, рост и инвестиции. Кроме того, единые правила помогут обеспечить более простой и справедливый способ распределения налоговых прав между странами ЕС и надёжные и предсказуемые поступления корпоративного налога для правительств.
Напомним, что инициативы Еврокомиссии относительно правил корпоративного налогообложения ЕС раньше уже терпели неудачу.
Поскольку установление налоговых ставок является прерогативой парламентов, то Комиссия в 2011 году предложила ЕС унифицировать не ставки налога, а, по крайней мере, объекты, которые они облагают налогом, выдвинув проект под названием “Единая консолидированная корпоративная налоговая база (CCCTB)”.
Но это предложение ни к чему не привело, потому что многие правительства сочли, что ЕС в таком случае получит возможность влиять на налоговую политику государств-членов с тем, чтобы впоследствии влиять и на фактические налоговые ставки.
Брюссель планирует в ближайшее время ещё несколько законодательных инициатив в сфере налогообложения компаний. В следующем году Еврокомиссия планирует предложить законопроект, обязывающий крупные транснациональные корпорации публиковать фактическую налоговую ставку, которую они платят в ЕС, а к концу этого года – законопроект против недобросовестного использования подставных компаний, учреждаемых исключительно для минимизации налогов.
Кроме того, к первому кварталу следующего года Комиссия хочет предложить закон, который сделал бы финансирование за счёт заёмных средств менее привлекательным для компаний с налоговой точки зрения и повысил привлекательность финансирования за счёт собственного капитала.