Российские чиновники предложили дополнить концепцию семейной политики еще одним весомым фактором, который, как прогнозируется, приведет к увеличению рождаемости в России, хотя, как показали уже первые отклики на это предложение, многие жители воспринимают данную идею чиновников больше с возмущением, чем с пониманием.
Первый зампредседателя комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей Ольга Баталина высказалась за введение налога для семей со средним и выше доходом, не имеющих детей или воспитывающих одного ребенка. Такая мера «эффективно может работать в отношении семей, которые имеют жилищные условия и достаточный доход, но не принимают решения о рождении вторых и третьих детей, а посвящают себя другим целям и задачам», – сообщила депутат на круглом столе, посвященном вопросам демографической ситуации в России.
Подобный механизм воздействия на рождаемость успешно используется в некоторых европейских странах. Во Франции, к примеру, семья со средним достатком, как правило, растит троих детей. По словам чиновника, высокий показатель рождаемости зависит не от миграции населения, а именно от эффективной семейной политики, которую проводит правительство. «Налоговый коэффициент побуждает людей к формированию семьи, так как он существенно зависит от количества человек в семье, побуждает к тому, чтобы люди проживали совместно в рамках семьи, а также стимулирует рождение третьих детей», – подчеркнула Баталина.
Учитывая, что это идея неизбежно вызовет волну возмущения в российском обществе, первый зампредседателя комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей Ольга Баталина в специальном интервью, которое она дала для журналистов портала «Дети Mail.Ru» попыталась обосновать свою позицию и объяснить ситуацию с возможным законопроектом в настоящее время:
«Подобная идея только обсуждается. Нельзя сейчас говорить о конкретных цифрах и механизмах. В июне 2012 года была принята «Национальная стратегия действий в интересах детей», которая предполагала планирование мер в области государственной семейной политики, в том числе, и на этот год. Конечно, необходимо что-то делать с тем демографическим вызовом, который есть в настоящее время. А именно стимулировать рождаемость и понижать смертность. В 90-х у нас были проблемы с рождаемостью. И те девочки, которые родились в 1992-1993 годах, сейчас сами вступают в детородный возраст. От них многое зависит, но именно из-за низкой рождаемости в 90-х, на проблему необходимо обратить внимание и тем, у кого уже есть дети.
Понятно, что семьи все разные. Государство активно помогает всем: социальными льготами, материнским капиталом. Но есть семьи, у которых материальный достаток выше среднего, но третий и даже второй ребенок там не появляется. В Европе уже есть положительный опыт подобных мер. Нам нужно стремиться к подобному. На проходящем круглом столе высказывались разные идеи по поводу налоговых льгот. Как считать доход? С человека или учитывая всех иждивенцев в семье. Пока все обсуждается. Но, на мой взгляд, система налогообложения в России сейчас работает неэффективно именно в плане стимулирования рождаемости».