14 января 2014, 00:19 (мск) | Политика | «Известия»
Да, круглые фирменные печати трудовые книжки действительно могут уйти в историю в самое ближайшее время. Во всяком случае, газета «Известия», написавшая сегодня об этом, последовательно аргументирует, почему журналисты газеты пришли к таким выводам … Напомню, эти аргументы ….
К декабрю 2014 года Минэкономразвития внесет в правительство законопроект об отмене для коммерческих компаний такого атрибута, как печать. Поправки коснутся только ООО и акционерных обществ. Об этом «Известиям» рассказали в Минэкономразвития. От реформы больше всех выиграют поставщики электронных подписей.
— Сейчас изготовление печати компании — один из обязательных этапов, сопутствующих госрегистрации, — говорит пресс-секретарь министра экономического развития Елена Лашкина. — Исключая такую обязанность из законов о хозяйственных обществах, мы ожидаем сокращения общей продолжительности процедур на один день, а стоимость — на сумму около 900 рублей. Послабления соответствуют зарубежной практике и позволят предпринимателю выбирать средства и способы защиты своих бумажных документов.
Печати НКО будут обсуждаться отдельно
Обязанность юридических лиц иметь печать закреплена в законах «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О некоммерческих организациях», также в законах есть частности, например, про товарищества собственников жилья. Минэкономразвития, видимо, просто забыло про некоммерческие организации, потому что они регистрируются не в Федеральной налоговой службе (ФНС), а в Минюсте, предположил глава отделения по развитию рынка электронных услуг «Деловой России» Анатолий Миклашевич.
Но основная цель реформы — поднять Россию в рейтинге Doing Business от Всемирного банка, а инициатор поправок — рабочая группа при «Агентстве стратегических инициатив». Задача войти в первую двадцатку рейтинга к 2018 году была среди «майских указов» президента Владимира Путина (сейчас — 92-е место). Лашкина пояснила, что методика Всемирного банка касается лишь регистрации коммерческих организаций, поэтому вопросы об исключении аналогичной обязанности у других организаций вряд ли будут обсуждаться в рамках этого законопроекта.
Деловые ассоциации требуют отменить трудовые книжки
У индивидуальных предпринимателей (ИП) в России никогда не было прямой юридической обязанности использовать печать, но остается фактическая. Банки требовали печати у ИП до 2006 года, когда вмешался Центробанк. Сейчас печать нужна для заключения определенных договоров, для бланков строгой отчетности, путевых листов — и для трудовых книжек. Такая же ситуация может сложиться с АО и ООО: собственно, по словам опрошенных юристов, налоговики не просят печать с пакетом документов при регистрации фирм — но без печати не обойтись во всей дальнейшей деятельности юрлица.
— И печати, и трудовые книжки, — это советские рудименты, анахронизмы, западные фирмы нормально обходятся без печатей, — говорит глава налогового комитета «Опоры России» Михаил Орлов. — В наше время можно проверить любую компанию на наличие в реестре юрлиц, а при современном уровне техники всё подделывается за минуты. Вообще для упрощения ведения бизнеса важнее, например, передача администрирования всех взносов в ФНС. Сейчас фирму проверяют три финансовых контролера: кроме налоговиков, это Фонд соцстрахования и Пенсионный фонд. Фонды, не будучи госорганами, исполняют госфункции и проверяют те же моменты, что и налоговики, к тому же в них не хватает профессионалов.
Миклашевич из «Деловой России» также считает, что обязанность проштамповывать и вести трудовые книжки тоже вполне можно отменить вместе с печатями: сама книжка нужна ПФР для проверки стажа до 2002 года. Елена Лашкина говорит, что поправки в трудовое законодательство пока не планируются. Не исключено, что вопрос с трудовыми книжками будет обсуждаться в дальнейшем, указала она, а в целом эффективность отмены печатей можно будет отследить только после вступления закона в силу.
Останется ритуальный спрос на печати
При принятии поправок пострадает небольшой бизнес, который делает печати, считает вице-президент «Опоры России» Владислав Корочкин. Однако, по его словам, по привычке многие контрагенты просят печати на накладные, счета и т.п. — там, где это совершенно не нужно. Многие все равно будут покупать и ставить печати в декоративных целях. Это же подтверждают продавцы печатей.
— Люди без печати не хотят воспринимать документ — это психология. О резком сокращении рынка речи не будет, должно пройти лет десять, — говорит представитель московской компании «Полиграф.ру» Виктор Протасов. — К тому же мало у кого продажа печатей является единственным направлением, разве что у частников. В столице сотни таких компаний, печати стоят 300–500 рублей, в регионах дороже в 2–3 раза: конкуренция и спрос ниже, но нужно поддерживать штаны. Да, без печати проще, но, например, в случае конфликта печать и цифровая подпись вполне равноценны — эксперт сможет распознать поддельный оттиск.
За последние лет пять рентабельность бизнеса по изготовлению печатей упала с 2000% до 900%, печати подешевели, а число конкурентов выросло — всё из-за развития технологий, сетует Протасов. Среднюю месячную выручку штемпельной мастерской в Москве он оценил в районе 100 тыс. рублей.
Выйти на рынок ЭЦП будет еще сложнее
Очевидно, что отмена печатей — это снижение уровня защищенности документов, и тогда обостряются вопросы подделки подписи, говорит «делоросс» Анатолий Миклашевич. Он также работает исполнительным директором РОСЭУ («Разработчики и операторы систем электронных услуг») — эта некоммерческая организация объединяет поставщиков электронных подписей (удостоверяющие центры). Миклашевич считает, что больше всех от реформы выиграют участники РОСЭУ.
Сейчас в России три сотни удостоверяющих центров, с лицензией ФСБ и позицией в специальном реестре Минкомсвязи. Цены на электронные подписи стартуют от 1,5–2 тыс. рублей (такой хватит для участия в госзакупках), причем действие такого сертификата ограничено сроком — как правило, это лишь один год. Сейчас 80% предприятий сдает отчетность в электронном виде, все участники госзакупок тоже работают с электронными подписями, приводит данные Миклашевич.
Он затруднился оценить объем российского рынка электронной цифровой подписи (ЭЦП), однако, по его словам, больше половины сосредоточено у четырех IT-компаний. Особняком стоит свердловский «Контур» с более чем 1 млн клиентов, сотни тысяч клиентов у столичного «Такскома», ярославского «Тензора», фирмы «Калуга Астрал». Они продают электронные подписи, в частности, в пакете с ПО для бухгалтеров. Выручка и число клиентов компаний дают представление о порядках: у ЗАО «ПФ “СКБ „Контур“ (крупнейший в стране провайдер, обеспечивающий сдачу налоговой отчетности через интернет; принадлежит топ-менеджменту) выручка за 2012 год — 3,2 млрд рублей, у ООО „Такском“ — 951 млн рублей, у ООО „Компания Тензор“ — 791 млн рублей.
Тем временем сама отрасль готовится к консолидации и введению новых входных барьеров. По словам Миклашевича, он с коллегами готовит документы для создания саморегулируемой организации удостоверяющих центров.