Является ли производственной травма, полученная работником при участии в фирменном корпоративе?

Полтора года назад я уже писал о том, как расследуются в России травмы, которые произошли по дороге с работы и по дороге с работы. Сегодня у меня появился информационный повод сказать пару слов о травмах, полученных работником при участии в фирменном корпоративе. Правда, прошу вас обратить ваше внимание на то, что на этот раз речь пойдет ни о России, а об Эстонии.

Кстати, хочу упредить возможные вопросы с вашей стороны и объяснить, почему я в бухгалтерском блоге пишу о расследовании производственных травм, которыми по сути должны разбираться специалисты по охране труда или, как вариант, работники отделов кадров. К сожалению, в небольших фирмах кадровики, а также штатные специалисты по охране труда и юристы, чаще всего отсутствуют, а за «все-про всё» отвечает руководитель фирмы, который в подобных случаях вынужден обращаться за помощью к своем бухгалтеру, так как зачастую это единственный специалист, занимающийся всеми бумажными делами фирмы. Именно поэтому я считаю, что будет совсем неплохо, если бухгалтер знает, как руководитель фирмы правильно должен вести себя в подобных случаях, и сможет дать правильный совет своему руководителю о том, как ему поступить, если в фирме произошел несчастный случай.

Ну, а теперь собственно о той информации, которую я хочу вам сегодня рассказать. Сегодня на сайте Трудовой Инспекции Эстонии было размещено сообщение с разъяснением позиции инспекции по вопросам, связанным с расследованием травм, полученных работников при участии в фирменном корпоративе:

Tööõnnetus suvepäevadel

13.07.2014

Töökollektiiviga ühiste meelelahutuslike tegevuste käigus saadud vigastused ei ole alati tööõnnetus. Kui õnnetus on juhtunud üritusel, milles osalemine on vabatahtlik, ei ole tegemist tööõnnetusega.

Tööinspektsiooni töösuhete osakonna juhataja Meeli Miidla-Vanatalu toob näite ühe ettevõtte suvepäevadelt. „Olgugi, et osalejatele oli tööandja poolt korraldatud transport, toitlustamine, erinevad vaba aja veetmise võimalused ja ööbimine, ei olnud ühe mängu käigus töötaja kukkumise puhul tegemist tööõnnetusega. Kuna üritus toimus töötaja tööst vabal ajal ning osalemine oli vabatahtlik.“

Miidla-Vanatalu selgitab, et kui tööandja oleks teinud suvepäevadel osalemise kohustuslikuks, näiteks oleks toimunud tööalane loeng või seminar või oleks omandatud töö jaoks praktilisi kogemusi vms, võiks sel ajal toimunud õnnetuse puhul kõne alla tulla õnnetuse lugemine tööõnnetuseks.

Nii võib tõusetuda õnnetuse lugemine tööõnnetuseks ka siis, kui firma valdkonnajuhid peavad omavahel võistlema ja vabatahtlik osavõtt on küsitav.

Tööõnnetuse määratlemisel on oluline, mis asjaoludel õnnetus toimus. Kui õnnetus juhtus suvepäevadel ajal, mil töötaja oli kohustatud võtma osa ettenähtud üritustest, oleks eeldatavalt tegemist tööõnnetusega. Kui aga töötaja osales pärast päeva kohustuslikku osa vabatahtlikult meelelahutuslikes üritustes, ei saa juhtunud õnnetust tööõnnetuseks lugeda.

Töötervishoiu ja tööohutuse seaduse § 22 lg 1 kohaselt on tööõnnetus töötaja tervisekahjustus või surm, mis toimus tööandja antud tööülesannet täites või muul tema loal tehtaval tööl, tööaja hulka arvataval vaheajal või muul tööandja huvides tegutsemise ajal.

Трудовая инспекция Эстонии отмечает в своем разъяснении, что травма, полученная на развлекательном мероприятии с коллегами, не является несчастным случаем на работе, если участие в этом мероприятии было добровольным.

Руководитель отдела трудовых отношений Меэли Мийдла-Ванаталу (Meeli Miidla-Vanatalu) привела пример летних дней одной из фирм.

«Несмотря на то, что работодатель организовал для участников транспорт, питание, ночевку и различные способы проведения досуга, полученная в ходе одной из игр травма не является несчастным случаем на работе, так как мероприятие проходило вне рабочего времени и участие в нем было добровольным», — отметила она.

Если бы участие было обязательным, а работодатель, например, организовал бы на мероприятии связанную с работой лекцию, тогда, по ее словам, инцидент можно было бы рассматривать, как несчастный случай на работе.

Также можно считать несчастный случай случаем, связанным с работой, если руководители подразделений фирмы должны состязаться между собой и добровольное участие в этом состязании — это вопрос, как говорится, риторический.

При определении того, является ли несчастный случай случаем, связанным с производством, важно при каких обстоятельствах он произошел. Если несчастный случай произошел во время «летних дней», в которых работник был обязан принять участие, тогда все случившееся можно считать несчастным случаем, связанным с производством. Если же после участия в обязательной части, работник сам добровольно принял участие в развлекательных мероприятиях, где и получил травму, тогда случившееся с работником нельзя считать несчастным случаем, связанным с производством.

Трудовая Инспекция Эстонии напоминает, что согласно раздела 1 статьи 22 Закона о гигиене и безопасности труда (Töötervishoiu ja tööohutuse seadus) несчастный случай на производстве — это травма или смерть работника, которые произошли с работником при выполнении рабочего задания, данного ему работодателем, или на другой работе, которую работник выполнял с разрешения работодателя, включая работу в перерыв или в другое время деятельности в интересах работодателя.

Поделись с Другом!

Оставьте отзыв или комментарий